Методика развития Монтессори являет собой систематизированный и целостный подход раннего развития и воспитания детей, который основывается на полученных в результате разнообразных исследований знаниях о самой природе ребенка. В соответствии с этой системой дети развиваются максимально естественно, в индивидуальном темпе, получая максимум возможностей для познания своего внутреннего мира и окружающей действительности.
Основа эффективности метода Монтессори – глубокое уважение к личности ребенка, предоставление ему поля для деятельности, творчества, всевозможная помощь в освоении окружающего пространства и собственных способностей. Педагог или родитель в данном случае выступает не авторитетным взрослым с набором ограничивающих убеждений и установок, а помощником в самостоятельном путешествии ребенка в мир.
- Методика Монтессори: плюсы и минусы
- Методика Монтессори: суть
- Метод обучения Монтессори: что входит в программу?
- Детский сад по системе Монтессори – отличие от остальных
- Основополагающие принципы методики раннего развития малышей Марии Монтессори
- Метод Монтессори в домашних условиях
- Основные задачи для родителя
- Что понадобится для организации пространства по системе Монтессори?
- Расположение игрушек, пособий, материалов по зонам развития в системе Монтессори
- Метод Монтессори: развитие через игру
Методика Монтессори: плюсы и минусы
Известный итальянский педагог и талантливый врач Мария Монтессори жила в 1870-1952 гг., прославилась благодаря созданной ею уникальной педагогической системе, по которой сегодня работают с детьми миллионы педагогов по всему миру.
Мария стала первой в истории страны женщиной, сумевшей окончить курс медицины. Долгожданный диплом доктора ей вручили в 1896 году, благодаря чему стала одной из самых первых врачей женского пола в Италии. Она уделяла много внимания проблеме умственно отсталых малышей, создавала оптимальные для них схемы обучения. Основой всех разработок стал принцип саморазвития.
По мере привлечения к подходу Монтессори все большего количества детей, стало ясно, что обучающиеся у итальянского врача ребята значительно обгоняют своих сверстников (здоровых) в умении читать, считать, писать. Такое открытие стало сенсацией и продемонстрировало, что система обучения здоровых детей не слишком эффективна, а метод Монтессори действительно работает.
Мария начала трудиться над методикой для здоровых малышей, посвятив этому делу всю жизнь. Результатами ее наработок сегодня пользуются миллионы педагогов и родителей.

Методика Монтессори: суть
В центре системы Марии Монтессори находится сам маленький человек с его природными особенностями, уникальными способностями и талантами, потребностями и темпами развития (психического, физического, а также физиологического). Метод отличается гуманизмом и исключает какое-либо соревнование, обращая внимание на личность ребенка, его индивидуальные черты.
Главный принцип метода Монтессори звучит так: жизнь должна являть собой формирование активной свободной личности.
Методика направлена на привлечение детей к саморазвитию, самообучению и даже самовоспитанию. Задача взрослого – помочь и направить, предоставить инструменты познания и поддержать. Мария Монтессори утверждала, что самым важным периодом развития каждого человека является наиболее ранний период – от рождения до 6 лет. А никак не обучение в школе, университете, профессиональная деятельность.

И важно обращать внимание не только на интеллект, но и на возможности психики. Именно в раннем возрасте дети нуждаются в квалифицированной и ненавязчивой помощи для творческой продуктивной работы. Ряд актуальных психологических исследований подтверждает догадки Монтессори: доказано, что от 0 до 4 лет индивидуум развивает до 50% врожденного интеллекта, в 4-8 лет – еще 30%. То есть, раннее развитие играет самую важную роль в дальнейших достижениях.
Суть системы Монтессори заключается в обеспечении ребенку свободы в развитии с помощью обученного педагога или родителя. Большую роль играет подготовленное место – среда, где в открытом доступе предоставлены различные материалы. Дети должны сами выбирать то, что им интересно и развиваться исключительно в индивидуальном темпе.
Главная задача педагога в таком случае – дать ребенку максимум средств саморазвития и продемонстрировать, как их можно использовать (презентация материала). На первых этапах ребенок работает по указанному методу, выполняет упражнения, а потом придумывает сам игры.

Метод обучения Монтессори: что входит в программу?
- Эффективное развитие речи.
- Активное развитие сенсорики.
- Упражнения для получения навыков в практической жизни.
- Постепенное обучение чтению и письму.
- Изучение элементарных геометрических и математических представлений.
- Знакомство с культурой человека и окружающим миром.
Педагоги должны хорошо понимать и искренне принимать ребенка, независимо от его индивидуальных темпов и особенностей развития. Важно наличие терпения, способность кропотливо растить личность, видеть за играми потребность в развитии и помогать.
Педагог должен выступать в роли заинтересованного наблюдателя, основная задача которого – помочь, направить, предоставить возможности, вовремя заметить, зафиксировать, подбодрить, дать шанс малышу получить собственный опыт.
Метод Монтессори предполагает только индивидуальную работу на всех этапах и исключает компонент соревнования. Важен прогресс ребенка в сравнении со «вчера» и «сегодня», а не «лучше» или «хуже» других детей. Мария говорила, что включить долю конкуренции можно лишь после того, как малыш обретает уверенность в собственных базовых навыках и умениях.

Даже в группах дети занимаются индивидуально, поэтому переходят к следующим этапам, когда к этому готовы, не скучают в ожидании других детей, не стараются поспеть за остальными. Дети с высокими способностями мотивированы к дальнейшему продвижению за счет большого объема разнообразных материалов, чередования видов работы.
Раннее обучение определенным навыкам – не цель для системы Монтессори. Цель – радостное, естественное обучение, всестороннее развитие каждого малыша в соответствии с его возрастом и потребностями. Метод не создает гениев, но позволяет каждому малышу максимально реализовать потенциал и стать уравновешенной и благоразумной, уверенной в себе и независимой личностью.

Детский сад по системе Монтессори – отличие от остальных
Многие детские сады активно внедряют систему Монтессори и достаточно заметно отличаются от обычных.
Основные особенности детского сада Монтессори:
- Отсутствие системы оценивания результатов и привычной классно-урочной системы.
- Группы составляют из детей 3-6 лет (разновозрастные).
- Учреждение полностью обеспечено специальным развивающим материалом, без которого невозможно проводить самостоятельные занятия.
- Дети могут выбирать, чем, каким образом, когда и с кем заниматься, определять длительность.
- Малыши побуждаются к обучению друг друга, взаимопомощи, сотрудничеству.
- Метод и среда способствуют развитию внутренней самодисциплины.
- Главная задача педагога Монтессори – активное и включенное наблюдение за самостоятельной деятельностью ребенка и предоставление необходимой помощи.
- Абсолютно равноправное и тесное взаимодействие педагогов и родителей, где последние должны выступать в роли равноправных партнеров и участников образовательного процесса.

Основополагающие принципы методики раннего развития малышей Марии Монтессори
Развивать и обучать маленького человека можно не только в условиях детского сада. Родители дома тоже могут руководствоваться правилами и основными советами. Материалы можно найти или создать самостоятельно, но самое главное – следовать основным целям и методам Монтессори.
Главные принципы системы Монтессори:
- Не говорить о ребенке плохо – ни в его присутствии, ни в отсутствие.
- Не мешать играть и заниматься, пока сам не позовет. Но прислушиваться и отвечать.
- Стараться развивать в малыше хорошее, чтобы плохому не было места.
- Активно готовить среду – заботиться о ней, помогать ребенку в конструктивном взаимодействии, указывать на места развивающих материалов, демонстрировать способы работы с ним.
- Уважать ошибки и учить ребенка воспринимать их как обязательную составляющую развития, учить исправлять. Но важно сразу останавливать некорректное использование материала и действия, несущие вред здоровью и жизни.
- Не заставлять заниматься – уважать желание ребенка отдохнуть, понаблюдать за другими малышами. Не принуждать, не звать – позволить ему самому регулировать весь процесс. Но помогать находить интересные занятия ищущим.
- Проявлять терпение – неустанно повторять малышу презентации, привлекать к новым видам деятельности, помогать осваивать новые сферы, наполнять окружающую среду сдержанностью, заботой, милосердием, тишиной, любовью.
- Во взаимодействии с детьми использовать лучшие манеры, демонстрировать лучшее в себе.

Метод Монтессори в домашних условиях
Основной девиз системы Монтессори – помочь малышу что-то сделать самому. Взрослые лишь направляют и оказывают поддержку, создают условия и возможности.
Основные задачи для родителя
Нужно создать развивающее пространство с подходящими объектами для изучения – подобрать материалы, игрушки, пособия, вспомогательные предметы, инструменты, мебель и т.д. Ребенку нельзя мешать самостоятельно получить знания, помогая лишь по его просьбе. Система призвана пробуждать тягу к знаниям, развивать потребность в новой информации и умениях. Дети делают не то, что хотят, а отдают предпочтение всему, к чему уже готовы.
Что понадобится для организации пространства по системе Монтессори?
В первую очередь, важно дать ребенку свободный доступ к материалам, расположив их там, где он сможет достать.
Ребенку нужно разрешить участвовать в повседневной жизни семьи:
- он может помогать стирать (по возрасту – развешивать, складывать белье, стирать одежду игрушек)
- на кухне (играть с крупой, посудой, мыть что-то, протирать)
- в доме (подметать, протирать пыль, использовать игрушечную или настоящую технику)
- ухаживать за животными, растениями.

Расположение игрушек, пособий, материалов по зонам развития в системе Монтессори
Пять основных зон развития:
- Практическое развитие – тут могут стоять кукольный домик, посуда игрушечная и т.д.
- Сенсорика – все для активного развития всех органов чувств (зрение, обоняние, слух, цветовосприятие, тактильные ощущения): музыкальные инструменты, матрешки, пирамидки, боксы с различными наполнителями, шитые мешочки и мячики, развивающие коврики, флаконы с кофе и специями и т.д.
- Речь – книги, пособия. Монтессори предлагала вырезанные из любой подходящей шершавой бумаги и наклеенные на картон буквы, подойдут кубики и таблицы Зайцева.
- Математика – матрешки, пирамидки, игрушки для счета и сравнения количества, форм, размеров.
- Развитие кругозора – домашние животные и растения, глобус, карты, пособия и игры по естественным наукам т.д.

Метод Монтессори: развитие через игру
Нужно разрешать самому указывать, как и чем играть. Если малыш не понимает, что делать, можно аккуратно предложить вместе сделать что-то, но не навязывать такую возможность. Подсказывать и помогать лучше не сразу – позволять делать все самому, искать ответы и исправлять ошибки.
Когда ребенок справляется хорошо, важно его хвалить, при появлении сложностей – подбадривать. Если детей двое и больше, а они претендуют на одно и то же – рассказывать, как правильно договариваться.
Главные правила Монтессори:
- Хочешь сотрудничать – договаривайся.
- За работой других участников процесса можно лишь наблюдать и не вмешиваться.
- После завершения работы весь материал и свое место нужно приводить в порядок.
- Если трудно – проси помощи, не забывай благодарить.
По этим правилам можно и нужно жить дома постоянно – и детям, и взрослым. Так удается воспитать внутреннюю дисциплину, уважение к правам других людей.
А как вы относитесь к подобным принципам воспитания и развития детей? Делитесь своими соображениями с читателями Zenamoda.ru!