Методики развития речи ребенка

Малыш растет не по дням – а по часам. Еще совсем недавно кроха только плакал, а теперь всеми силами пытается общаться с мамой и папой. Конечно, у него еще очень плохо получается и его словарный запас состоит из нескольких слов, но при активном участии со стороны заботливых родителей очень скоро ребенок станет очень интересным собеседником…В статье мы расскажем о способах развития речи ребенка и пополнения его словарного запаса. Ты узнаешь, что можно, а что нельзя делать в общении с малышом и как превратить утомительные занятия в увлекательную игру.

Нормы речевого развития ребенка

Нормы речевого развития ребенка

Каждая вторая мамочка задает себе вопрос: «насколько правильно развивается мой ребенок? Не отстает ли он в чем-то от сверстников?» Мамочки сверяются по всевозможным таблицам роста/веса, фиксируют точное время первого шага малыша и т.п. Такой подход не совсем верен, поскольку все дети – индивидуальны, а «нормы» – средние показатели развития, а не эталон для сравнения. Конечно, у ребенка действительно могут быть некоторые проблемы, но серьезные задержки в развитии – это сильные отклонения от средних показателей. Речевое развитие детей, как правило, очень индивидуально, что бы там не говорили врачи. Например, некоторые дети уже к трем годам прекрасно разговаривают, а другие – заметно отстают по словарному запасу и чистоте речи, хоть родители и прикладывают всевозможные усилия для развития крохи. Если ты видишь, что ребенок действительно отстает по многим показателям – следует обратиться к специалисту для консультации.

Перед тобой средние показатели речевого развития ребенка от 2 месяцев до трех лет:

2-6 месяца: Ребенок умеет произносить некоторые гласные звуки, привлекая внимание взрослых.

6 месяцев: Малыш пытается повторять отдельные звуки за взрослыми, но его «речь больше похожа на лепет».

7-8 месяцев: Ребенок понимает отдельные слова, прислушивается, когда к нему обращаются.

9-10 месяцев: Малыш умеет произносить отдельные звуки: ма-ма, па-па, да (дай), на и т.п.

12 месяцев: Ребенок знает и понимает около 20 слов, произносит около 10 простых слов (ма-ма, дай, ба-ба).

1 – 2 года: Активный и пассивный словари ребенка постоянно расширяются (при условии регулярного общения с крохой). Ребенок понимает большинство обозначений: часы, кровать, стул, стол и т.п. В речи ребенка появляются новые слова. К двум годам малыш научиться выражать свои потребности с помощью слов, в зависимости от ситуации. В этом возрасте речь еще слишком невнятна, ребенок путает окончания, род и времена, употребляет слова в единственном числе вместе множественного, не выговаривает многие звуки.

3 года: Речь малыша становится более связной, он умеет складывать слова в простые предложения, использует интонацию для передачи послания. На этом этапе ребенок всё еще допускает много грамматических ошибок, запинается, иногда не может вспомнить подходящее слово для выражения мысли.

Если малыш сильно отстает в развитии, в сравнении с этими нормативами – пора предпринимать меры. Возможно, малышу просто не хватает общения со взрослыми и с помощью регулярного выполнения учебных упражнений ребенок сможет далеко продвинутся в речевом развитии. В противном случае (если домашние занятия не приносят должного результата) – ребенка нужно в обязательном порядке показать специалисту. Решать проблемы всегда лучше на первых этапах их появления.

Правильное общение с ребенком – залог быстрого развития речи

Как развить речь ребенка

Во многом речевое развитие ребенка зависит от общения со взрослыми и с мамой – в особенности. Как с малышом общаются, как его хвалят и ругают, какие порядки царят в доме – всё это непосредственно влияет на речь крохи. Например, если речь малыша постоянно подвергается суровой критике («Так говорить неправильно! А ну повторяй за мной!»), его одергивают и поправляют каждую минуту – рано или поздно у ребенка пропадет всякое желание вообще что-либо говорить. Другая ситуация – отсутствие качественного общения. Мама целый день занимается домашними делами, а общение с ребенком сводится к его кормлению и т.п. В этом случае ребенок сильно отстанет в речевом развитии, да и другие сферы (внимание, память, эмоциональная сфера) будут отставать от нормы.

Мы составили список правил общения с ребенком, соблюдение которых поможет малышу быстро освоить родную речь и набрать хороший словарный запас:

  • Никаких «сюсюканей». Нельзя коверкать слова, обращаясь к малышу. Говори с ребенком в нормальном темпе с обычной интонацией речи. По возможности – произноси слова правильно, без сокращений и коверканий, ведь начиная с пеленок малыш внимательно слушает маму и запоминает произношение слов.
  • Разговаривай с ребенком и чем больше – тем лучше. Рассказывай крохе сказки, читай ему книги с интересными историями и стихами. На прогулке можно описывать всё, что ты видишь вокруг. Перед сном слушайте аудиокниги со сказками и стихами.
  • Играйте в игры вместе. Именно через игру ребенок познает мир, поэтому игра – прекрасный способ научить малыша новым словам и понятиям.
  • Показывай ребенку новые предметы, обязательно рассказывай, зачем они нужны, где используются.
  • Поощряй ребенка в разговоре. Спрашивай, чего он хочет, во что играет и т.п.
  • Всегда поясняй ребенку свои действия. Для маленького человека многое в мире остается тайной. Например, зачем нужно кушать, если совсем не хочется? Зачем ходить в поликлинику и делать болезненные уколы? Почему нужно спать ночью? Родителям кажется, что объяснения не нужны, ведь всё и так очевидно. Но для ребенка это совсем не так. Рассказывай обо всём, даже если потом придется повторять еще несколько раз.
  • Развивайте мелкую моторику рук. Для развития мелкой моторики хорошо подходит пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами, рисование пальчиками и т.п. Деткам помладше (начиная с рождения) можно делать простой массаж пальчиков.

Игры и упражнения для развития речи

Упражнения для развития речи

Скажем сразу – заниматься речью ребенка нужно регулярно, не менее получаса в день. Если ребенок отстает в речевом развитии, хотя у него не наблюдается других нарушений – время занятий нужно увеличить. Упражнения на развитие речи и мышления немало. Старайся разнообразить ваши занятия, чтобы для малыша упражнения проходили в виде игры, а не утомительного обучения. Не стоит начинать занятия, если у ребенка нет настроения, он капризничает, хочет спать и т.п. Желательно, чтобы на одно упражнение уходило не более 5-7 минут, поскольку детям тяжело долгое время концентрироваться на одной задаче.

Мы рассмотрим самые интересные и познавательные игры на развитие речи:

  • Рассматривание предметов.

Подходит для детей от года до трех. Вместе с малышом нужно внимательно рассмотреть любой предмет. Можно играть как дома – так и на прогулке. Например, покажи ребенку стол в комнате, расскажи, что люди делают за этим столом (читают, кушают, играют в настольные игры и т.п.), из какого материала он сделан. Вместе вы можете рассмотреть любой предмет домашнего обихода в квартире. Активность и любознательность ребенка нужно всячески поощрять. Через некоторое время попроси малыша назвать этот предмет и вспомнить всё, что он о нем слышал.

  • Чтение стихов и потешек.

Выбери веселый стишок, прочти его несколько раз. Читай с паузами и интонацией, это поможет лучшему запоминанию. Затем еще раз прочти стих, делая паузы в конце строки, побуждая ребенка окончить строку самостоятельно. Таким образом, ребенок развивает концентрацию внимания, память и речь.

  • Рассматривание картинок.

Найди красивую картинку в книжке, пусть малыш хорошенько рассмотрит изображенные на ней предметы. Деткам помладше нужно называть эти предметы, описывать нарисованные действия («человек идет», «курочка клюет зерна», «идет дождь» и т.д.). Начиная с двух лет, ребенок может самостоятельно описывать картинку. Вначале будет очень сложно, поскольку малыш может не знать многих слов, но с твоей помощью он научиться делать полное описание и даже составлять рассказ по картинке.

  • Сравни предметы.

Берутся две игрушки (куклы, машинки и т.п.), задаче ребенка – рассказать, в чем они похожи, а в чем отличаются. Малыш должен поочередно описать каждую игрушку, её цвет, форму, размер и т.п. Поощряй ребенка к рассказу, задавай наводящие вопросы.

  • Описание действий.

Попроси ребенка назвать как можно больше действий с одним предметом. Что можно сделать с вазой, цветком, тарелкой? А что можно делать с куклой? (играть, наряжать, купать и т.п.)

Надеемся, что эти простые упражнения помогут всем мамочкам в занятиях с ребенком. Помни, что для хорошего результата заниматься нужно ежедневно.

Вам понравилась статья?

Поставьте вашу оценку этой статье



Оцените статью:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Ваш комментарий
Имя тут