Ребенок стал раздражительным и упрямым? Он совершенно не слушает, что ему говорят, ведет себя вызывающе, не уважает авторитет родителей? Возможно, как раз в этот момент малыш переживает один из кризисов в развитии, а первая задача мамы с папой – помочь ребенку пройти через переходный период быстро и безболезненно. К сожалению, многие родители ничего не знают об особенностях детского развития, поэтому все кризисы малыша воспринимаются крайне негативно. О том, что представляют собой кризисы развития и какие изменения происходят в психике малыша – мы бы хотели рассмотреть подробно в нашей статье.
Кризисы детского развития – что это такое?
Каждый человек на протяжении жизни переживает кризисы развития. Первый кризис начинается уже в первый год жизни малыша, второй – в три года. Затем наступает кризис 6-7 лет , когда малыш первый раз идет в школу и учится приспосабливаться к новой обстановке и требоваениям. Некоторые дети могут пережить переходный период значительно раньше или позже, но у всех кризисов есть нечто общее – переход на новый уровень развития, кардинальная смена мироощущения, переоценка ценностей. Кризис наступает тогда, когда внутреннее развитие ребенка на определенном этапе подошло к концу, тогда начинается новый цикл. Меняется личность ребенка, некоторые черты характера становятся доминирующими, некоторые – пропадают без следа. Нарушения в поведении, упрямство и капризы ребенка – это прямое следствие того, что новые психические потребности малыша не удовлетворяются, но он пока не знает, как выразить эти потребности в доступной форме. Эмоциональная нестабильность, сильные внутренние переживания, внутриличностный конфликт – характерные черты любого кризиса развития личности, не зависимо от возраста, характера и жизненного опыта. Так, четырнадцатилетний подросток может начать вести себя как трехлетний ребенок, по крайней мере, в том, что касается неадекватной реакции на обыденные события и нестабильности в эмоциональной сфере.
Родители должны понять, что малыш ведет себя подобным образом вовсе не потому, что ему нравится капризничать и «доводить» маму с папой, он сам чувствует вину за своё поведение, но не может ничего поделать. Маленькие дети не могут обличить в слова свои потребности. К трехлетнему ребенку нельзя относиться также как к годовалому малышу, тем более во время переходного периода. Ребенок растет, меняется, получает новый опыт, а его мышление становится сложнее. Меняется его представление о самом себе, об окружающем мире. Задача мамы с папой – помочь ребенку найти себя и не мешать естественному переходному периоду. Наказания и угрозы не помогут во время очередного кризиса, скорее они нанесут непоправимый вред личности малыша.
Кризисы развития протекают по-разному. Если родители, родственники и педагоги оказывают поддержку ребенку, не отмахиваются от его внутренних переживаний, то кризисы в развитии протекают быстро и безболезненно для малыша.
Основные кризисы детского возраста
Первый кризис детского развития наступает уже в один год. Малыш внезапно становится излишне эмоциональным, капризным. При этом капризы, если родители не удовлетворяют требования ребенка, быстро переходят в сильные аффективные вспышки. Наверняка многие мамы и папы знакомы с таким поведением ребенка. Малыш кричит, топает ножками, может ударить маму или папу, кидает игрушки на пол. Из-за небольшого словарного запаса (большинство детей в этом возрасте или вообще не говорят, или их словарный запас ограничен словами: мама, папа, дай и т.п.) дети не могут сказать, чего же они хотят, а когда их не понимают – начинается настоящий кошмар. В это время малыш начинает проявлять самостоятельность, испытывать границы. Слово «нельзя» действует на деток очень негативно, ведь ребенок еще не понимает, почему ему нельзя взять опасную (по мнению родителей) вещь, залезть на стол, потрогать горячую посуду… В это время ребенок учится, активно постигает мир. Чтобы первый кризисный период в жизни малыша прошел не так болезненно, желательно предоставить ребенку больше свободы действия, не накладывать лишних запретов. Все требования к ребенку должны быть четкими и обоснованными, а все члены семьи должны по возможности придерживаться одной линии воспитания. Ситуации, когда мама что-то запрещает, а папа нет – недопустимы. Симптомы кризиса одного года: негативизм, неустойчивое эмоциональное состояние, капризы, истерики.
В три года малыш стремится к большей свободе, в его речи появляется местоимение «я». Теперь малыш осознает себя как самостоятельную личность, борется за личную независимость. Поскольку малыш получает информацию о мире в основном от родителей, именно от них зависит мироощущение малыша. Каким ребенок будет видеть себя: хорошим и добрым или злым и непослушным. Ребенок подсознательно хочет, чтобы его уважали, признавали. Если мама с папой не дают ребенку достаточной свободы действий и самовыражения – начинаются капризы, тяжелое противостояние между поколениями. Терпение и мудрость родителей помогут справиться со всеми кризисными проявлениями. Симптомы кризиса трех лет: негативизм, непослушание, частые аффективные реакции.
К шести-семи годам ребенок проходит через еще один тяжелый кризисный период. При этом кризис приходит не зависимо от того, посещает ли ребенок школу. Кризис связан с особенностями психического и физиологического развития человека. В это время ребенок учиться новым социальным ролям, более эффективному социальному взаимодействию. Если в дошкольном возрасте игра занимала очень важную роль в жизни малыша, то в шесть-семь лет игра утрачивает былую ценность, появляются новые приоритеты. Для кризиса семи лет характерно: плохое настроение у ребенка, скрытность, замкнутость, непослушание.
Подростковый возраст – очень тяжелое время для ребенка и его родителей. Подросток – это уже не ребенок, но и не взрослый человек. Подросток стремится к личной свободе, уважению других, высокой оценке его способностей. В подростковом возрасте ребенок становится излишне эмоциональным, ранимым, обидчивым . Как помочь подростку справится с кризисом? Не стоит оказывать на него давление, вступать в конфликты, сильно ограничивать его личную свободу. Но определенные правила поведения в семье должны быть обязательно.
Когда в семье царит атмосфера любви, доверия и принятия, ребенок чувствует себя в безопасности. Базовое доверие к миру дает ему силы для великих свершений, в то время как постоянные запреты и критика учат малыша бояться.